МЕНЮ
ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ
Как провести эффективную профилактику ВИЧ и сформировать приверженность к лечению у детей младшего возраста.
Рассказываем о серии мероприятий для детей с положительным статусом ВИЧ в Благотворительном фонде «СТЭП»
Фонд «СТЭП» и «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» апробировали ряд мероприятий по профилактике увеличения приверженности к лечению и диагностике ВИЧ у детей младшего возраста.
Что случилось?
У любого человека живущего с положительным ВИЧ статусом в основе счастливой и долгой жизни лежит ответственный подход к своему здоровью и регулярное лабораторное обследование.

Со взрослыми все понятно взрослые могут читать статьи в интернет, посещать группы поддержки, тематические сообщества и «Школу пациентов», обращаться за помощью к «равным» консультантам и т. д.

Но как объяснить детям с положительным статусов ВИЧ, что это такое — вирус иммунодефицита? Чем он опасен? Что такое иммунные клетки и вообще зачем каждый день пить лекарства?
Равный не равный
Если у взрослого проблемы с принятием диагноза или например он не совсем понимает рекомендации врача — инфекциониста или чувствует усталость от приема АРВ препаратов, то он обращается к помощи «равного» консультанта. «Равный» консультант на понятном ему языке, с кружкой горячего кофе в уютной атмосфере объясняет основываясь на личном опыте — что, зачем и для чего нужно.

Спускаемся ниже по возрастной шкале и переходим к подросткам, там ситуация примерно, как и у взрослых. Прекрасные люди «равные» консультанты, которые всегда готовы прийти на помощь и поддержать в трудную минут, Они помогут во всем разобраться и окажут моральную поддержку. Например проект teenergizer где подростки выступают в роли «равных» консультантов для таких же положительных подростков.

Спускаемся еще ниже и перед нами возрастная категория от 4 — 12 лет, это юные и очень неусидчивые в силу своего возраста люди. Основная доля ответственности за здоровье этих юных граждан лежит на родителях и опекунах. Сами родители признают, что порой не знают как объяснить детям особенности жизни с ВИЧ, не находят ответов на вопросы зачем и для чего.

Ребенка за ручку к взрослой тете «равному» консультанту может и получиться отвести, но эффект который дает принцип «равный — равному» просто на просто будет потерян, так как ребёнок не воспримет консультанта как равного себе.
Уникальность данного мероприятия в том, что дети отдельно смотрят спектакль по приверженности к лечению, а в это время наш педиатр из «Центра — СПИД» занимается родителями.
Соломон Апоян
Главный врач «Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ»
Как это работает?
Еще до начала написания проекта у всей команды было четкое понимание того, что подача информации для детей должна быть максимально проста и в то же время привлекательна. Комплекс мероприятий был поделен на 4 последовательных этапа.
Этап 1 — Спектакль
Мы остановились на опыте популярного сегодня — социальном театре. Особенность социального театра заключается в том, что разыгрываемые постановки отвечают на социальные вопросы встающие перед зрителем сегодня и затрагивает самые острые общественно значимые проблемы.

Центральная проблема нашего социального театра — как объяснить детям 4 — 12 лет важность регулярного приема АРВ препаратов и регулярного лабораторного обследования.

«Равные» участники театра — куклы, которые пытаются добраться до Доктора Пилюлькина, что бы спасти колобка и кучу других животных от болезни. При этом детям объясняется в игровой форме, что колобку лучше каждый день принимать эти горькие пилюли и своевременно проходить обследование у веселого доктора Пилюлькина для того, что бы больше не болеть.

По итогам спектакля юным зрителям необходимо нарисовать понравившихся персонажей и рассказать чем запомнились герои.
«Равные» консультанты: Колобок, Дед, Кот, Внучка, Серый волк, Лиса Патрикеевна, Медведь Михалыч и Доктор Пилюлькин
Этап 2 — «Домашка»
И так нам удалось рассказать нашим детям о «волшебных пилюлях» которые помогают быть здоровыми и в доступной форме объяснить почему нужно во время проходить лабораторное обследование, ведь ни кто не хочет, болеть так же как Колобок из нашей сказки.

Задача второго этапа — донести принципы работы АРВ терапии внутри организма и окончательно ответить на вопросы почему нужно каждый день принимать препараты.

Совместно с «Нижегородским центром по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» фонд «СТЭП» разработал детскую брошюру — сказку, «Приключения Пилюльки и Кругляша». Действие происходит в сказочной стране Формации где рождаются главные герои Пилюлика и Кругляш (АРВ препараты), они проходят «военную подготовку» и готовятся отправиться в больницу, что бы помочь больному мальчику Васе.

Сказка рассказывает об иммунных клетках, вместе с которыми наши герои останавливают распространение ВИЧ инфекции в организме.

Сказка рассчитана на домашнее прочтение и разбор непосредственно с родителями.
Брошюра — сказка «Приключение Кругляша и Пилюльки» о действии АРВТ на ВИЧ, + таблетницы для детей
Этап 3 — Подарки
Современный ребенок 4 — 12 лет получает ежедневно в несколько раз больше новой информации чем взрослый. Задачей на третьем этапе, как и у любого профилактического мероприятия является закрепление пройденного материала.

Вариант с анкетированием отпал сразу (хотя создать анкету в формате ответов с детскими иллюстрациями вполне подойдет).

Мы решили просто вручить детям полезные и запоминающиеся подарки. Таблетницы с изображением детских игрушек, что бы наши юнные зрители сами напоминали родителям о том, что пора пить «волшебные пилюли».
Лучшие отзывы
Этап 4 — Консультация родителей
Пока наши волонтеры и психолог занимались детьми, мы пригласили педиатра «Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ» — Светлану Недельман провести консультации с родителями положительных детей. Так же родители имели возможность познакомиться друг с другом.
Польза этого мероприятия в том, что родители могут пообщаться с доктором в неформальной обстановке. Пообщаться с родителями таких же детей, задать интересующие вопросы.
Светлана Недельман
Педиатр «Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ»
Итоги и перспективы
Приверженность
Удалось на доступном детям языке донести важность приема АРВ препаратов
Перспектива создания пациентского сообщества
Удалось организовать взаимодействие между родителями положительных детей
Ответственность
Удалось на доступном детям языке объяснить важность посещения врача
Повышение эффективности работы Центра — СПИД
Присутствие Главного врача и педиатра Центра — СПИД, положительно влияет на отношение пациентов центра по отношению к лечебному учреждению, позволяет доказать, что нам важен каждый человек
Теория
Удалось на доступном детям языке донести базовые принципы действия АРВ препаратов на вирус иммунодефицита
Мотивация на посещение подобных мероприятий
Благодаря интересному формату мероприятия дети с нетерпением ждут следующих занятий и с удовольствием их посещают
Записаться на будущие мероприятия наше «Детской школы пациентов» можно по тел: +7(831)414−21−20
Впереди нас ждут уникальные мастер классы и познавательные уроки для детей!
При поддержке
Made on
Tilda