МЕНЮ

Елена Ларина — о себе,
о методах работы с зависимыми людьми в крупнейшем центре реабилитации города

Мы попросили нового штатного психолога фонда СТЭП рассказать о своей работе и жизненном пути - психолога работающего с зависимыми

10 Марта 2018 / Нижний Новгород
Елена Ларина
Меня зовут Елена, я работаю психологом. Мне 48 лет, я замужем, и у меня есть два сына — старшему 28 лет, а младшему — 13.

Нижний Новгород — это мой родной город, в нём я родилась и выросла. Желание понять себя и научиться справляться со своей жизнью привело меня на факультет психологии Московского Гуманитарного университета, на очное отделение которого я поступила в 1997 году.
Во время моей учебы произошли события, которые приблизили меня к теме зависимости: у моих близких друзей сын начал употреблять наркотики, и они обратились в реабилитационный центр для избавления от его зависимости по программе «12 Шагов». В то время это было ещё не так широко распространено
и известно, как сейчас. И я, будучи студенткой, попала в качестве наблюдателя впервые на группу со-зависимых. Это был мой первый опыт, благодаря которому я узнала, что близкие люди зависимого человека называются «со-зависимыми», и относятся так же к группе больных людей, как и зависимые. Также мне стало известно, что такие семьи являются деструктивными.

Мне даже представился случай побывать в реабилитационном центре. Я помню, что на меня произвели яркое впечатление плакаты с обнадёживающими надписями: «Выход есть» — они встречались во многих местах центра. Да и «выход» действительно нашелся, потому что молодой человек, который тогда прошел эту программу выздоровления, до сих пор остаётся трезвым и живет полноценной, качественной жизнью. Он замечательный отец, сын и успешный бизнесмен.
Я люблю свою профессию за то, что она открывает в людях новые возможности, дарит им перспективы улучшения качества жизни!
В моей профессиональной деятельности и в жизни обстоятельства складывались таким образом, что тема зависимости всё чаще и чаще встречалась в моей практике. Я начала работать психологом в реабилитационном центре для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Работая там, я чувствовала себя способной помочь людям, принося пользу тем, кто проходил реабилитацию в центре. Проводила для них различные тренинги по личностному развитию, лекции по психологии, затрагивающие многие сферы жизни, для того, чтобы зависимые люди, получив эти знания, могли использовать их в своей трезвой жизни. Проводила мероприятия по развитию творческих способностей и навыков для того, чтобы сформировать новые интересы и увлечения у выздоравливающих зависимых людей. А также я продолжала практику в личной терапии. До сих продолжаю работать в этом направлении, так как считаю, что заболевания – алкоголизм и наркомания – это чума нашего времени, которая разрастается и истребляет целые поколения людей.

В настоящее время продолжаю повышать свой уровень квалификации, прохожу обучение в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского на кафедре психологии, получаю новые профессиональные знания в области глубинной психологии, психоаналитической кататимно-имагинативной психотерапии.
Кататимно-имагинативная психотерапия (Символдрама, кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву») (от греч. symbolon — условный знак и drama — действие) — одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Основу символдрамы составляет воображение («имагинация») на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. Метод разработан известным немецким психотерапевтом, профессором Ханскарлом Лёйнером (1919—1996). В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития.
В своей работе с зависимыми людьми с огромным удовольствием использую методы сказкотерапии и арт-терапии.
Считаю, что эти техники помогают бережно и деликатно обойти внутреннее сопротивление человека, погрузив его внутрь себя, открывая для него возможность осознать и переосмыслить свой жизненный опыт в разных сферах жизни.

Психотерапевтические сказки помогают передавать важные знания о порядке вещей и законах окружающего мира в ненавязчивой форме, а также взглянуть на сложную, кризисную ситуацию со стороны. Через сказку можно поговорить об «истинной сущности» человека, его созидательных потенциалах; кроме того, открывается возможность поддержать человека в период его переоценки ценностей и переосмысления его жизненного опыта.

Погружаясь в сказку, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации.
И, открыв в себе ресурс, они переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию.

Основные функции психотерапевтических сказок: восполнять пробелы индивидуальной истории человека и дополнять её общечеловеческой информацией. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые человеком моменты личной истории, сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень её осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение конкретной личности.Сказка отображает внутренний конфликт человека и даёт возможность размышлять над ним. В сопровождении с методом арт-терапии (дословно переводится с латыни как «лечение искусством») она образует направление, основанное на искусстве и творчестве.

В процессе арт-терапии человек занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Также она включает в себя и диагностику, и коррекцию, и непосредственно саму терапию психологических проблем личности. Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, способствует снятию тревожности и напряжения, помогает переключиться на состояние «здесь и сейчас».
Верю в то, что в каждом человеке есть не изведанные ранее ресурсы души, своя целительная сила, и задача психолога – помочь клиенту обнаружить это в себе, чтобы обрести целостность и независимость.
Также сейчас я продолжаю работать с близкими зависимых – с со-зависимыми людьми, веду терапевтическую группу и провожу индивидуальную работу. Так как заболевания алкоголизмом и наркоманией – это семейная болезнь, необходимо выздоравливать всем членам этой семьи. Именно в этой профессиональной сфере мои личные качества (ответственность, эмпатия, открытость, терпеливость, доброжелательность, тактичность, альтруизм, позитивное мышление), мои знания и мой жизненный опыт приносят помощь людям. С уважением к Вам, Ларина Елена Анатольевна.
Made on
Tilda